Get Adobe Flash player

Песочный замок (тренинг)

  

   

     Летом дети много времени проводят на природе. В детском саду все занятия, досуги, развлечения так же переносятся на свежий воздух. Природный материал доступен в избытке, и, конечно же, в преобладающем количестве - это песок и вода. В песочнице можно придумать множество игр, но самыми распространёнными являются игры в повара или постройка городка и  придумывание игровой ситуации. Кстати, игровая деятельность с постройкой в песочнице сама по своей сути уникальна, так как совмещает в себе продуктивную творческую деятельность, цель которой - результат - творческая композиция, и игру, где значение имеет сам процесс, а не конечный результат. Помимо этого игровая деятельность с песком влияет на развитие познавательных процессов, так как в песочнице совершенствуется тактильная чувствительность, придающая дополнительный развивающий эффект. В любом случае доказана эффективность комплексного образовательно - психологического влияния деятельности в песочнице на ребёнка.

       *Игры с песком помогают осуществить следующие цели и задачи в педагогической работе :

  •   развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

  •   снимают мышечную напряжённость;

  •   помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

  •   развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

  •   стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

  •   позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

  •   преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

  •   развивают творческие (креативные), действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

  •   совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

  •   способствуют расширению словарного запаса.

      Безусловно, любая деятельность должна сопровождаться знаниями по технике безопасности. Мне очень понравились стихотворные строки автора Т.М. Грабенко, найденные в разработке педагога Черепенниковой Ирины Александровны:

   

*Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!


А когда игра в песочнице закончится, можно прочитать такие стихи:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

 

*Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? 

Для специалиста действуют три правила.

  • Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребёнка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

  • Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

  •  Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку.

  • Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

       Всё выше изложенное объясняет, почему конструирование на архитектурную тематику в песочнице стало важным для проекта "Дом с улыбкой". Начало лета я часто связываю со своеобразным обучением старших дошкольников строительству  из песка. Дети охотнее прибегают в дальнейшем к играм в песочнице подобного рода, когда им знакомы некоторые приёмы: как построить башенку, лесенку, прямую стену... Впрочем, часто ребята даже не знают с чего начать. Поэтому мы вместе с детьми несколько дней пробуем разные приёмы и строим замки.

 

Первое, с чего необходимо начать, - это, конечно, насыпь, горка из песка, которой мы и будем придавать желаемую форму. 

        Второе - необходимо заготовить разнообразные савки - закруглённые  и прямые, большие и маленькие, вёдра так же разнообразных размеров, тазики и формочки.

         Песок предварительно надо смочить из лейки и рядом всегда держать с собой воду.

         Начинаю я всегда с демонстрации того, как создать квадратную форму, прямую стену: для этого и понадобится только лопатка с прямой рабочей частью.

 

Дети достаточно быстро понимают, что формировать песок, отрезая от него лишнее по прямым линиям, - занятие не сложное, однако, требующее терпеливого, неторопливого отношения. 

 

           После первой четырёхугольной формы, показываю детям, каким образом сформировать второй ярус - создание платформы: также убираем лишний песок с помощью прямой лопатки, приминаем, хлопаем по песку ладошкой - необходимо немного спрессовать песок, чтобы конструкция была пригодна в дальнейшем для игры и не разрушилась быстро. Так же показываю, как сделать небольшие заграждения двумя способами: скульптурно и конструктивно. Первый способ предполагает шлифовать умение по прямой или наклонной линии убирать лишний песок, оставляя края:


 

Дети достаточно быстро понимают, что формировать песок, отрезая от него лишнее по прямым линиям, - занятие не сложное, однако, требующее терпеливого, неторопливого отношения. 

 

           После первой четырёхугольной формы, показываю детям, каким образом сформировать второй ярус - создание платформы: также убираем лишний песок с помощью прямой лопатки, приминаем, хлопаем по песку ладошкой - необходимо немного спрессовать песок, чтобы конструкция была пригодна в дальнейшем для игры и не разрушилась быстро. Так же показываю, как сделать небольшие заграждения двумя способами: скульптурно и конструктивно. Первый способ предполагает шлифовать умение по прямой или наклонной линии убирать лишний песок, оставляя края:


 

Второй, конструктивный способ, обычно детям приходит самым первым в голову, но по времени он занимает его большее количество.


 

Очень дошкольникам нравится делать башенки с лесенкой. И всего - то дел: с помощью ведёрка делаем куличик, насыпаем горку песка до высоты  сделанной выемки двери или окошка в куличике, а затем лопаткой или пальцем (зависит от желаемого размера лестницы) делаем ступеньки на насыпи, параллельной формируя края или бока лесенки.


 

С помощью другого конца ручки (то, за что держим) лопатки легко можно сделать миниатюрные окошки - арки (то же всё зависит от формы - даже в этом случае она бывает довольна разнообразна).


 

Вот, собственно, самые основные моменты, а дальше - это дело творчества и фантазии. Добавляем водоём - наливаем в тазик воды и искусно прикрываем песком. Если песок достаточно спрессован, то можно попробовать сделать несколько глубоких входов и переходов. Добавить  персонажей - миниатюрных игрушек и можно играть.

 

    Несколько лет назад мы с детьми делали замок, возле которого был небольшой порт с кораблями, пиратами и защитниками красивого замка. 

 

      Ну, и конечно, подводя итог воспитательно - образовательному значению конструированию из песка в рамках проекта "Дом с улыбкой", могу сказать следующее:

 

  •       Во - первых, сразу ощутимо повысилась мотивация к игровой деятельности по сюжету (развитие речи, логического мышления, произвольной памяти, коммуникативных навыков и умений), а в "ожидании игры" дети с удовольствием строят, а значит, повышается эффективность усвоения способов конструктивной деятельности - развивается "мануальный" интеллект.

  •     Во - вторых, дети посредством занятости в архитектурное строительство, не свойственное  нашей местности, значительно обогащают образный ряд.

  •     В - третьих, очень часто самостоятельно дети в песочнице выбирают игры направления "нападение - оборона", если строение из песка замкового типа.  И это интуитивно правильно, так как сама постройка своим внешним видом располагает к такой игре.  Я считаю, что в данном случае у детей формируется представление о понятии "характера" дома: о дружелюбии или агрессии. Очень интересно наблюдать, когда в игру вступают девочки и пытаются за счёт изменения ландшафта, привнесения других элементов декора сделать постройку уютнее. Думаю, это предпосылки к пониманию, что такое дом с точки зрения эмоционального комфорта, на который сильно влияют наши сенсорные эталоны.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полезные ссылки

- Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;

- Порта образовательных услуг http://www.e-kpdo.ru

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» -http://window.edu.ru;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru

Каталог организаций